Крючкова Алена Александровна, воспитатель "МБДОУ Детский сад №33" г.Рязань

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Удивительная соль».

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Удивительная соль».

Цель: расширять представление детей о соли и ее свойствах через познавательно – исследовательскую деятельность.

 

Задачи:

1.Закреплять умение исследовать соль с помощью разных органов чувств, называть ее свойства и особенности;

2.Развивать интерес к окружающему миру, наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования;

3.Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования.

 

Материал:

Презентация, мешочки с солью, ватой, горохом, фасолью, ракушками, камушками, пуговицами, бумагой, соль, вода, одноразовые стаканчики, одноразовые тарелочки, мерные ложки, пипетки, вода, картошка.

 

Предварительная работа:

-Просмотр видеофильмов «Соль», «Добыча соли в России»;

-Беседа о соли и ее свойствах, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок.

 

Ход занятия:

Воспитатель:

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. (Дети заходят, стоят)

-Я А теперь повернитесь ко мне, встаньте полукругом . Сегодня когда я пришла в детский сад,  я увидела вот это письмо. Давайте откроем его и узнаем что же там.(Открываем письмо)

Это письмо от домового. Давайте его прочитаем.

Воспитатель читает письмо:

«Дорогие ребята, я у себя дома нашел банку с белым веществом. На банке картинка, на которой надпись- загадка. Но что это я не знаю, потому что я не умею читать.Помогите мне отгадать ее и расскажите все что вы об этом знаете.

В воде родится

А воды боится, что это? (Соль)

 Поможем ему ? (ответы детей)

Раз он читать не умеет, мы свои знания зафиксируем условными знаками и отправим ему.

Прежде, чем нам приступить к работе, давайте присядем и вспомним , что такое соль?

Воспитатель:

- Так что же такое соль?

- А как вы думаете для чего нужна соль? ( Ответы детей)

-Соль – это пищевой продукт, приправа к блюдам. Это единственное минеральное вещество, которое в чистом виде люди употребляют в пищу.

-Давайте с вами мысленно отправимся в прошлое. В далёкие времена соль считалась драгоценностью, её хранили в особых ларцах, меняли на товары, и даже на землю. Из-за соли разгорались войны. Отсюда народная примета: соль рассыпал – к ссоре, к неудаче.

-Ребята, как вы думаете, где применяется соль? (ответы детей)

А сейчас посмотрите на экран. Мы подробно обсудим где еще применяется соль.

Воспитатель:

-Соль делает нашу еду очень вкусной. Конечно, это не значит, что нужно употреблять в пищу много соли. Слишком большое ее количество, может нанести вред нашему организму. Поэтому – все хорошо в меру.

-С ее помощью люди лечат различные заболевания (делают ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).

-Посмотрите, а что это ? кто знает?

Существуют огромные соляные пещеры, куда ходят люди дышать соленым воздухом, чтобы вылечить органы дыхания. Посмотрите, как красиво в этой пещере, она вся сверкает и переливается.

-А что же здесь делают с солью? На улице дворники и специальные машины посыпают технической солью дорожки и лёд. Как вы думаете, для чего это делают? (ответы детей)

-А еще Соль является хорошим чистящим средством. С её помощью можно очистить посуду от накипи и загрязнений.

А сейчас я предлагаю вам поиграть. Но для начала разомнемся».

Физкультминутка.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Подойдите все ко мне,

Выше, выше, подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

Дидактическая игра «Волшебные мешочки»

На столе лежат 4 мешочка ( Соль, ракушки, шишки , вата)

Разбейтесь на пары, возьмите один мешочек на пару и попробуйте на ощупь определить что внутри. (А как вы догадались?)

Воспитатель:

- Ну а сейчас я предлагаю вам побыть настоящими учеными и поработать в лаборатории. А кто из вас знает что такое лаборатория? (ответы детей)

Вот сегодня мы с вами в нашей лаборатории будем исследовать свойства соли.

Но прежде чем приступить к работе давайте вспомним правила поведения в лаборатории.

-на столах ничего не трогать без разрешения;

-соблюдать тишину, не мешать другим ребятам;

-бережно обращаться с оборудованием и материалами.

Вспомнили , молодцы!

Идем в лабораторию. Найдите себе место за столом. И приступим к нашему 1 исследованию

Опыт №1

-Обратите внимание, что перед вами стаканчики . Что мы в них видим?( это соль). Посмотрите внимательно на соль и скажите, какого она цвета? (Белая.)

-А теперь с помощью палочки попробуйте соль на вкус, какая она? (Соленая.)

-А теперь понюхайте соль, имеет ли она запах? (Нет.)

-А теперь медленно пересыпьте соль в тарелку. Что вы наблюдаете? (Соль сыплется, значит, она сыпучая.)

-А  Теперь возьмите лупу и рассмотрите через неё соль. На что похожа соль? (дети выполняют задание)

Подойдите все ко мне  встаньте в полукруг.

Что мы можем сказать о соли ? (соль белая, соленая , не имеет запаха, сыпучая, кристаллическая)

Давайте полученную информацию зафиксируем в письме при помощи картинок.

Опыт №2.

-А теперь продолжим наше исследование. Прошу пройти к столам.

-А как вы думаете растворяется ли соль в воде?  Давайте убедимся. Дляь этого нам понадобится вода .

-Возьмите пипетки, наберите водыи капните на соль. Что произошло? (соль впитала воду). А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впитала её? (соли много, воды мало).

-Вы  конечнознаете, что в природе существует солёная и пресная вода? Скажите, где можно встретить пресную воду, а где солёную? (ответы детей)

-У вас у каждого по два стакана с пресной водой. Возьмите один стакан и подвиньте к себе. Насыпьте в него6 ложе соли, и размешайте. Куда же делась соль? (Она растворилась.)

-Какой вывод мы может сделать по нашему исследованию? (Соль в воде растворяется.)

-Давайте и этот знак прикрепим в письмо , домовому. (Вызвать ребенка прикрепить знак, обратив на это внимание остальных детей)

 Опыт №3

-Ребята А вы знаете, чем больше соли в воде, тем она сильнее и предметы легко держаться на её поверхности. А вы хотите в этом убедиться? (ответы детей)

-Для этого исследования нам понадобится картошка. Возьмите картошку, сразу 2 кусочка, 1 кусочек бросьте в стакан с соленой водой, а 2 в стакан с пресной. Что вы наблюдаете?

Давайте и этот вывод зафиксируем. (Вызвать ребенка прикрепить знак, обратив на это внимание остальных детей)

-А теперь подходите ко мне. Давайте вспомним все свойства соли.

Молодцы ребята. Это письмо я обязательно отправлю домовому.

-Ну а вам понравилось наше занятие? (Что понравилось конкретно опросить детей)

-Вы молодцы, сегодня прекрасно работали.

-А теперь попрощаемся с гостями ( уходим)


70a3eb65c262035a9a2e331127954745.jpg39dff06d08c075db4c8f8432af30af61.jpg32c7e72a00bbbfa1cd83656aca124b54.jpgc82080dbf4b04e32dc75f71d7dcbb16f.jpg

1 декабря 2019 в 12:28

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.