Крючкова Алена Александровна, воспитатель "МБДОУ Детский сад №33" г.Рязань
Методическая разработка "Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"Методическая разработка
по формированию основ финансовойграмотности
детей старшего дошкольного возраста
«В гостях у Гнома Эконома»
Содержание
Пояснительная записка. . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3 Актуальность . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………..4 Цели и задачи . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………... .6 Методы и приемы. . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7 Прогнозируемые результаты. . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 Тематическое планирование поэкономическому воспитанию «В гостях у Гнома Эконома» для детей 6-7 лет. . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………… . . . 9 Взаимодействие с родителями. . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13 Список литературы. . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
Пояснительнаязаписка.
Федеральныйгосударственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачуформирование общей культуры личности детей. Экономическая культураличности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений обэкономических категориях, Интеллектуальных и нравственных качествах:Бережливость , рачительность ,смекалка , трудолюбие ,умение планировать дела,осуждение жадности и расточительности.Без сформированных первичныхэкономических представлений невозможно формирования финансовой грамотности. Финансовая грамотность- это психологическое качество человека , показывающая степень егоосведомлённости финансовых вопросах , умение зарабатывать и управлять деньгами.
Актуальность
Сегодняшнее поколениеживёт в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, А в ихлексикон включается все больше слов финансовой среды. Человек, который уверенв своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети должны бытьв курсе, как правильно пользоваться средствами , которые они будут зарабатыватьвам взрослой самостоятельной жизни! Дети рано включаются вэкономическую жизнь семьи , сталкиваются с деньгами , ходят с родителями вмагазины, участвуют в купле-продаже и других финансово- экономическихотношениях ,овладевая, таким образом , экономической информации на житейскомуровне. Специалисты считают,что неверно и опасно полагаться только на стихийное усвоение знаний обокружающей жизни и ,в частности, о финансово - экономических отношениях, Потомучто деньги , богатство, бедность ,реклама ,кредит, долги и другие финансовыекатегории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таким истратитьэтическим содержанием, как честность ,доброта ,трудолюбие. Чем раньше дети узнаюто роли денег в частной, семейной и общественной жизни ,тем раньше могут бытьсформированы полезные финансовые привычки. Возрасте до 7 летосновы финансовой грамотности могут привязываться через базовые нравственныепредставления: О добре, зле, красивом, некрасивым, о хорошем и плохом. Основнаязадача - дать понятие о бережливом отношение к вещам, природным ресурсам , азатем и деньгам. Центральная идея - бережливость, «я - бережливый ребёнок». Нравственныепредставления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров.Дети не знают , почему тот или иной поступок хорош или плох , но знают, какименно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку»ит.п.). Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но еслислова не будут связаны с определённой последовательности действий, - ониокажется бесполезными. Отсюда правило:представления о нормах финансового поведения формируются на основе определённойпоследовательности поступков , умело демонстрируемых взрослыми. Все это делаетактуальной проблему формирования элементарных экономических представлений иформирование финансовой грамотности начиная с раннего возраста . Наблюдение задетьми старшего дошкольного возраста, социальный запрос родителей , результатыисследовательской деятельности и требования школы и современности подтвердилиточку зрения о необходимости ранней социализации дошкольников средствамиэкономического воспитания, Так как социально экономическая жизнь интересуетдетей не меньше , чем взрослых. Непрерывное экономическое образование ивоспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста - когда детьмиприобретается первичные опыты в элементарных экономических отношениях.
Целии задачи
Грамотность в сферефинансов, Также как и любая другая, воспитывается в течение продолжительногопериода времени на основе принципа «от простого к сложному». Формированиеполезных привычек в сфере финансов начиная с раннего возраста поможет избежатьдетям многих ошибок по мере взросления и приобретение финансовойсамостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности иблагополучия на протяжение жизни. С детства детям нужнопрививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе ифинансовой , это поможет им в будущем никогда не влезать в долги , держать себяв рамках и аккуратно ввести свой бюджет. Цель данной разработки- раскрыть ребёнку окружающий его предметный мир как мир духовных иматериальных ценностей , как часть общей человеческой культуры , сформироватьосновы экономических компетенций и финансовую грамотность у детей старшегодошкольного возраста. Методическая разработкасоставлена в соответствии с принципами, определёнными ФГОС ДОО: полноценноепроживание ребёнком всех этапов детства , обогащение детского развития , учётиндивидуальных особенностей детей , сотрудничества семьёй , и направленной надостижение следующих задач: -формированиеэкономических представлений и компетенций; -развитиеэкономического мышления дошкольников; -воспитание социальноличностных качеств и ценностных ориентиров необходимых для рациональногоповедения в сфере экономики; -обучение правильномуотношению к рекламе умение разбираться в ней; -обучение правильномуотношению к деньгам, способом ихзарабатывания и разумному их использованию; -обучение тому, какправильно ввести себя в реальных жизненных ситуациях ,носящих экономическийхарактер. Методическая разработкапо знакомству с миром Экономики и финансов логически выстроена от созданиясобственного опыта к пониманию экономических, в том числе финансовых категорий;в от простейших экономических категорий: «Труд», «профессия», «потребность»,«деньги»-к более сложным финансовым экономическим явлением: «товарно-денежныеотношения», «купля-продажа», «бюджет» и др.
Методыи приемы. В разработке реализуются через различные видыи формы организации детской деятельности: Сюжетные, ролевые и дидактическиеигры с экономическим содержанием, непосредственно образовательную деятельность,изобразительное деятельность, увлекательная ситуационные задачи, загадки,кроссворды. Организация работы поданному направлению позволяет выявить индивидуальные особенности каждогоребёнка, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиватьсятворческого удовлетворения у каждогодошкольника. Занятия проводятся сдетьми старшего дошкольного возраста по расписанию, продолжительность занятий:один раз в месяц, длительность занятия в подготовительной группе (6-7 лет ) –30 минут. Срок реализации один год.
Прогнозируемыерезультаты. Дошкольник должен: -знать основныефинансово экономические понятия и категории; -иметь знания о новыхпрофессиях и уметь рассказывать о них; -обогатить словарныйзапас, связанные с областью Экономики и финансов, трудовой деятельности людейсовременных профессий; -воспитывать в себетакие качества, как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехамтоварищей, проигрывать и не бояться проигрыша; -развивать в себеобщительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремлениедоводить начатое дело до конца; -иметь здоровый интереск деньгам, осознание правил их честного приобретение, взаимосвязи понятий«труд-деньги»; -Уметь со измерять своипотребности и возможности, контролировать свои потребности в соответствии свозрастом; -уметь ввести себяправильно в реальных жизненных ситуаций; -понимать и ценитьокружающие предметный мир, как результат труда людей; -уважать людей умеющиххорошо трудиться и тесно зарабатывать деньги; -осознавать надоступном ему уровне взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» и то, чтостоимость продукта зависит от его качества.
Тематическоепланирование по экономическому воспитанию «В гостях у Гнома Эконома» для детей6-7 лет
28 ноября 2019 в 14:11
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.